logo312

 

Новости сайта О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французский язык Форум ИнФранс

bokovushki_oben_rot12 

Вступление

Теория языка

Словари он-лайн

Диалекты французского

Обзор методик изучения языка

Пособия по изучению

Франкофония в мире

Изучение французского в России

Изучение французского за рубежом

Международные дипломы

Поздно или рано?

Клуб преподавателей и репетиторов французского языка

Статьи на тему

Форум сайта

О проекте

Реклама

bokovushki_unten_blau12 

 

Подписка на новости

 

 

Погода в Париже

 

Французский язык- Методики преподавания

Очнулся - выучил язык или новые скоростные методики
преподавания языка

Иностранный язык можно учить всю жизнь, в школе, в институте, на специальных курсах. И так и не выучить, раз и навсегда  оставшись с клеймом "неспособного". К языкам. Но если для полного счастья и для удачной карьеры как раз этого языка и не хватает, ничего не остается, как понадеяться на чудо и  попытаться выучить его каким-нибудь оригинальным способом.

Школы, вооруженные нетрадиционной авторской методикой, как правило, очень четко понимают, кто их потенциальный клиент.  Безусловно, в первую очередь это те самые "неспособные к языкам", часто вполне разумные и неплохо образованные личности. А еще оригинальные методики привлекают очень занятых людей,  у которых нет времени на основательное изучение языка традиционным методом. А если учесть, что на чудо надеются еще и просто ленивые люди, можно с уверенностью сказать, что практически любой  может однажды оказаться на курсах, о которых сегодня пойдет речь.

До чего же мы все-таки наивные! Это для нас, потерявших бдительность и здравый смысл, придумывают сказки о звуковых эффектах и  гипнозе, после которого общение с английской королевой на языке Шекспира становится реальностью. Это мы готовы выкладывать немалые деньги за то, чтобы, не напрягая ни одну из извилин,  получить мгновенный результат. За который, кстати, другие бьются не один год.

Но было бы несправедливо утверждать, что любая оригинальная методика — заведомое надувательство. Безусловно, среди авторских  разработок есть и те, которые заслуживают внимания. Хотя бы потому, что они не преувеличивают эффект от своих курсов и четко объясняют человеку, чего он может достигнуть в процессе обучения.  Как правило, это отнюдь не волшебное обещание: "Две недели — и вы в совершенстве владеете языком", которое можно увидеть на столбе у автобусной остановки.

Обычно такие методики делают акцент на какой-то одной стороне изучения языка, например, развивают разговорные навыки или умение  воспринимать иностранную речь на слух. К тому же любой нетрадиционный способ, что бы он ни обещал, все-таки заставит вас так или иначе заниматься языком. Важно также заметить, что  оригинальные авторские методики предназначены скорее для взрослых людей, чем для детей. И дело не только в том, что какой-нибудь пятиклассник еще может выучить язык в школе традиционным  способом. Просто авторские методики требуют более осмысленного подхода к обучению.

ЦЕНТР ЯЗЫКОВОЙ ПСИХОЛОГИИ

У метода, который предлагает этот центр, интересная история. В свое время, а именно 25 лет назад, государство потратило немало  денег, чтобы разработать быстрый и эффективный способ обучения иностранным языкам, в частности, военных специалистов. Это уже само по себе некая гарантия качества. Так что, скорее всего,  регулярно занимаясь по этой методике, вы со временем сможете общаться с носителями. Именно умение говорить и понимать являются главным достижением, к которому приходят студенты Центра  языковой психологии. Традиционным знаниям — грамматике, письменному переводу и т.д. придется учиться самостоятельно или на других курсах, если, конечно, это вам надо.

Метод, который получил название "Диалог", до 1992 года был закрыт для широкой аудитории. Но теперь им может  воспользоваться каждый. Ученые по-прежнему продолжают исследования, совершенствуя и приспосабливая "Диалог" к новым условиям и новым студентам. Но основа остается в  неприкосновенности. А именно — принцип естественного обучения. Чтобы было совсем понятно, вспомните, как овладевает речью маленький ребенок, не умеющий ни читать, ни писать, а пытающийся  всего лишь повторять слова за взрослыми. То есть все мы уже один раз учили язык (свой родной) по тому же принципу, который пропагандирует метод "Диалог". И если создать  искусственную языковую среду, аналогичную той, что была у нас в детстве, то и иностранному языку можно научиться естественным образом.

Для каждого студента в Центре языковой психологии готовят индивидуальную программу обучения. Для этого студента тестируют и  определяют особенности его памяти, внимания, восприятия и т.д., словом, того, что на научном языке называют "информативными особенностями личности". Потом все эти данные  обрабатывают психолог-мнемотехник, педагог-психолог, психодиагност и преподаватель иностранного языка. Далее ваша индивидуальная программа начитывается на кассеты профессиональными дикторами  — носителями языка. Собственно обучение может проходить двумя способами: заочно или заочно-очно. В первом случае вы занимаетесь самостоятельно, правда, всегда имея возможность  проконсультироваться со специалистами центра. При заочно-очном варианте студент на определенном этапе может начать заниматься с преподавателем.

На руки слушатель получает набор аудиокассет, методические рекомендации, словарик и "Контрольный дневник слушателя".  Вот именно этот дневник и будет вас отличать от маленького ребенка, так как свой процесс обучения вам придется контролировать. Теперь от вас требуется ежедневно слушать кассеты в среднем по  45 минут в день. И все. Более того, позволительно во время прослушивания заниматься любой физической или даже умственной деятельностью, не вникая в звучащий текст. Специалисты утверждают, что  можно даже читать: изучение языка все равно идет на уровне подсознания. Но почувствовать себя Юлием Цезарем можно только на начальном этапе обучения, когда вы пользуетесь  "пассивным" блоком аудиокассет. Трудно себе представить, что можно заниматься посторонними делами, когда вы прослушиваете "навыковые" (формирующие первичные навыки  иностранной речи и мыслительные процессы на иностранном языке) кассеты, которые предполагают мысленное повторение текста. Не говоря уже о работе с "активным" блоком кассет. Эти две  стадии обучения по методу "Диалог" доказывают, что безоговорочных чудес не бывает, вам все равно придется заставить работать мозг. Но искусственно созданная языковая среда,  регулярные повторения в индивидуальном режиме в конечном итоге научат вас слушать и понимать иностранный язык. Причем чтобы окончательно не сойти с ума (из-за обилия информации и  нетрадиционных нагрузок), вам еще дадут кассету психологической поддержки для снятия стресса и для улучшения внимания и сосредоточенности. По большому счету, ни один специалист не может  однозначно сказать, как отреагирует ваш мозг на подобное вмешательство на подсознательном уровне. Кстати, воспользоваться методом "Диалог" в свое время рискнули члены правительства  и депутаты Государственной Думы.

Центр языковой психологии предлагает свои программы не только москвичам, но и жителям иных городов России — проводя заочное  тестирование.

Самая дешевая программа "Колледж" содержит 1000 смысловых единиц и стоит всего $90, на ее изучение придется потратить  от 1,5 до 4 месяцев. "Универсал" стоит уже $420 (2.000 смысловых единиц и, соответственно, от 2,5 до 6 месяцев), а "Базовая" — 990 долларов (4.000 смысловых единиц и от  4,5 до 12 месяцев). Ряд программ предполагает одновременное изучение двух и более языков. Кстати, центр использует систему финансовой гарантии: если методика не дала никаких результатов (что  должно следовать из заключительного теста), вам вернут деньги.

О'КЕЙ АРТ

Волею судьбы московский филолог Владислав Милашевич оказался во Владивостоке. И должен был пройти не один год, чтобы его  авторская разработка изучения иностранного языка появилась в Москве. Первоначально эта методика, создаваемая по принципу "таблицы Менделеева", предназначалась для овладения  "великим и ужасным" китайским языком. Эффект оказался настолько поразительным, что Милашевич взялся за английский язык. Занимаясь в аспирантуре факультета психологии Ленинградского  университета под руководством психолога Гальперина и взяв за основу его исследования, Милашевич разработал метод, который за короткий срок (до 30 часов) позволял овладеть грамматической  структурой языка. И этих знаний было уже достаточно, чтобы научиться быстро и грамотно переводить тексты любой сложности, в частности научно-технические.

Реакция на метод Милашевича была неоднозначной. Положительная, если не сказать восторженная, у студентов, которые после долгого  и безрезультатного изучения языка наконец-то уловили структуру грамматики и научились переводить. И резко отрицательная у преподавателей, которые признавали только традиционный метод обучения.

В общем, при жизни Милашевича его метод так и не признали. Зато теперь, благодаря его ученикам, методика "доехала" до  Москвы и начала пользоваться особой популярностью среди прочих авторских разработок. В ближайшие месяцы она будет официально запатентована как "Милгред" — по первым буквам ее  главных разработчиков, В. Милашевича и Е. Грединой (его ученица занимается сегодня тем, что совершенствует и расширяет эту методику).

Систему, которую составил Милашевич для изучения иностранного языка, как уже говорилось, можно сравнить с таблицей Менделеева.  Для того, кто когда-либо проходил грамматику, скажем, английского языка, эта система все ранее полученные знания "замыкает", а тому, кто знакомится с языком впервые, сразу  выстраивает знания в четкую и логичную структуру. Подобный метод обучения возможен потому, что китайский и английский — языки аналитические и в них можно выделить опорные точки, которые  позволяют гораздо легче понять их общее устройство.

Метод Милашевича рассчитан только на русскоязычных студентов, причем не всех, а тех, кто уже изучал в школе иностранный язык.  Естественно, что 30 часов, за которые можно пройти базовый курс "Грамотей", кажутся фантастикой, особенно тем, кто "мучается с языком" уже не один год. Тем не менее и  "проблемные", и обычные студенты достигают положительного результата, то есть начинают понимать тексты практически любой трудности и уже не задумываются о правилах. А для тех, кто  чего-то недопонял, оговаривается возможность бесплатного повторного обучения.

"Грамотей" стоит 970 рублей (3 раза в неделю в течение 3,5 недель), занятия в группах до 10 человек. Домашних заданий  как таковых нет. Более сложный курс "Текст-мастер" длится чуть более 50 часов (1300 рублей) и предполагает совершенствование знаний, полученных на первом этапе, например, учит  быстро и грамотно переводить с русского на английский.

Повторим, что метод Милашевича включает только грамматическую часть, чтобы заговорить на языке, придется воспользоваться другими  курсами.

INTELLECT

Общую тенденцию "экспорта" оригинальных разработок изучения иностранных языков продолжает и эта методика. Эксперименты  по применению такого же метода запоминания информации начались еще в конце 50-х годов в США. Речь идет о так называемом 25 кадре: то есть пленка записывается особым образом, а именно таким,  что человеческий мозг неизбежно фиксирует изображение 25 кадра. В отличие от всех сказочных, но не особенно честных методик, связанных с посторонними звуками и шумами, эффект 25 кадра  действительно воздействует на мозг. И здесь, естественно, право каждого разрешить или не разрешить подобный эксперимент над собой.

Так вот, в 1989 году был разработан оригинальный суггестологический (основанный на внушении) метод ускоренного обучения  иностранным языкам, в 1996 году его стали продавать под маркой Intellect. Метод был официально зарегистрирован, и авторы получили на него патент. Им пришлось побеспокоиться и о научном  подтверждении его безопасности. Научно-технический центр "Медицинская физика" Института теоретической и экспериментальной физики провел специальное исследование и подтвердил, что  метод не оказывает патологического воздействия на организм человека, но активизирует концентрацию внимания и памяти. Разрабатывали (и сегодня продолжают работу) этот оригинальный способ  отечественные филологи, психологи при участии наших и зарубежных лингвистов, а лингафонную часть озвучивали только носители языка.

Как же, собственно, английский попадает в наш мозг по методу Intellect? Рекомендуется ежедневно смотреть по два урока  видеокурса, каждый из которых длится 25-45 минут. Урок состоит из трех частей. Сначала вы тупо смотрите на экран, не напрягаясь и не пытаясь увидеть больше, чем получается. На экране  появляются разные пары слов (выражений), иностранных и русских, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Время показа одной такой пары — 40 миллисекунд. В какой-то момент уже можно отчетливо понять,  что это за слова, и на подсознательном уровне вы их автоматически запоминаете. Потом слова (выражения) появляются в обычном режиме и озвучиваются. И в этот момент хорошо бы уже  сосредоточиться и повторить то, что вы услышали вслед за диктором. Наступает так называемый "эффект узнавания". А третья часть представляет собой работу с контрольными картами,  когда вспоминается произношение, значение и в воображении рисуется соответствующий образ. Это уже своеобразное закрепление материала.

Обычный курс предполагает работу в течение 48-60 часов. После этого в голове должны появиться какие-то знания, слова и  выражения, которые помогут общаться в языковой среде.

Создатели курса не остановились на курсе для домашнего изучения и открыли в Москве "экспресс-школу". Формально — по  просьбе покупателей видеокурсов, которые хотели получить какой-то официальный диплом или сертификат по окончании курса. Но на самом деле потому, что настоящее изучение языка возможно только с  использованием видеокурса. Поэтому в "экспресс-школе" традиционное обучение сочетается с домашними занятиями по методу Intellect. Сейчас трудно сказать, какой эффект даст сочетание  традиционной методики и эксперимент над мозгом учащегося — это будет понятно позднее. Но явный плюс открытия школы в том, что все студенты и владельцы видеокурсов теперь могут бесплатно  посещать клуб Intellect и общаться там с преподавателями и себе подобными, погружаясь в языковую среду.

Разговорный курс "Оксфордский тематический", включающий 1200 лексических единиц, стоит 1.995 рублей (за 4.000 слов и  выражений придется заплатить уже 3.995 рублей), а "Английский для школьников и студентов" стоит 3.495 рублей (2.282 слова). С помощью видеокурсов Intellect можно изучать немецкий,  французский, испанский, иврит и даже татарский язык.

Купить курс "Интеллект" вы можете в Интернет - магазине Озон. Видеокурс  "Интеллект" ускоренного изучения французского языка. Французский разговорный, тематический. 1999

"VITA NOVA — МГУ"

Это как раз тот случай, когда грамотно используются принципы оригинального и традиционного метода изучения иностранного языка.  Создатели курсов (ведущих свою историю с 1989 года, под крышей МГУ — с 1993) начали с того, что изучили наиболее популярные и интересные авторские разработки, включая метод Шехтера и  Китайгородской, и принципиально отказались от всего, что воздействует на подсознание. Они мотивировали это тем, что результаты абсолютно не просчитываются и могут "аукнуться" в  будущем, а как — никому точно не известно. Создатели этой методики понимали, что акцент в изучении языка придется делать на развитии активных знаний, то есть разговорной речи, потому что  именно этого многим не хватает. Но при этом учитывались и проблемы большинства интенсивных методик, "выводящих на разговор", — слабость грамматической части, сложности обучения на  более высоком уровне.

Основной принцип разговорных курсов — "синтез (учат говорить) — анализ (объясняют) — синтез (учат говорить уже на новом  уровне)", который в какой-то степени моделирует детское обучение, но опирается на достаточно высокий уровень развития мозга, надо было удачно совместить с традиционными элементами  обучения. Что и попытались сделать в Vita Nova.

Эта авторская разработка оказалась эффективной как для "запущенных" случаев (для тех, кто неоднократно пытался выучить  язык), так и для тех, кто хочет усовершенствовать знания. За полтора года, изучая язык 3 раза в неделю по 4 часа, можно пройти все девять (традиционно принятая шкала) уровней — от нулевого до  уровня переводчика.
Преподаватели в "Vita nova — МГУ" — принципиально только российские, но к их знаниям и опыту предъявляются очень  высокие требования. Они должны иметь высшее лингвистическое образование, прожить и отработать какое-то время в языковой среде, а теперь еще параллельно с преподавательской деятельностью они  должны работать переводчиками. Но при этом им категорически не рекомендуется заниматься "самодеятельностью" — для всех существует единая программа, над которой работают методисты,  постоянно совершенствуя ее. Обучение на каждом уровне занимает от 80 до 120 часов и длится в среднем около месяца. Обычно цена за один академический час колеблется от 1,2 до 3 долларов в  зависимости от уровня.

К оглавлению

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

© Нелла Цветова 1999-2005 Все права защищены
©2005 Борис Карпов