Все о Франции по-русски
Новости сайта О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французский язык Форум ИнФранс

 

Вступление

Эльзас

Аквитания

Овернь

Бургундия

Бретань

Центр - Долина Луары

Шампань-Арденны

Иль де Франс

Корсика

Франш-Комте

Лангедок-Руссильон

Лимузен

Лотарингия

Юг-Пиренеи

Север-Па-де-Кале

Нижняя Нормандия

Верхняя Нормандия

Пэи-де-Луар

Пикардия

Пуату-Шарант

Прованс-Альпы

Лазурный берег и Ривьера

Рона-Альпы

Заморские территории Франции

Отзывы туристов

 

 

Подписка на новости


 

 

Погода в Париже

 

ЭЛЬЗАС (ALSACE)

Главный город региона: Страсбург (Strasbourg)

Краткие сведения о провинции

Эльзас - историческая область на востоке Франции, в бассейне реки Рейн. Он находится в 400 км от Парижа, в самом сердце Европы. Эльзас расположен между Вогезскими горами и Рейном. Площадь Эльзаса - 8,3 тыс. км². Население составляют главным образом эльзасцы. Главный город и порт – Страсбург (Страсбур – во французском произношении). Эльзас образует плановый экономический район на территории департаментов Нижний Рейн и Верхний Рейн.

Чтобы понять Эльзас, нужно хотя бы немного сказать о его прошлом. Впервые Эльзас упоминается в исторических документах VII века. В конце VII - первой половине VIII века это было герцогство, а затем графство в государстве Каролингов. В 870 году в составе восточной части Лотарингии территория Эльзаса отошла к Восточно-Франкскому королевству. Выгодное расположение Эльзаса на торговых путях из Италии в Германию и Францию способствовало с XII века росту экономического и политического значения его городов, многие из которых получили самоуправление или статус имперских городов. В XII-XIV веках в Эльзасе интенсивно развивались сукноделие и виноделие. В XV-XVI веках Эльзас был важным очагом гуманизма и Реформации, чему способствовало быстро развивавшееся книгопечатание в Страсбурге.

В конце XV-XVI веках Эльзас был охвачен крестьянско-плебейскими движениями. По Вестфальскому миру 1648 года Эльзас отошел к Франции, но имперские города остались в подчинении империи. В 1673 году французский король Людовик XIV занял десять городов Эльзаса, а в 1681 году - Страсбург. Рисвикский мир 1697 года закрепил Страсбург и другие эльзасские земли за Францией. В течение нескольких веков, являясь яблоком раздора между Германией и Францией, побывав в составе «Священной римской империи», во второй половине XVII века Эльзас, казалось бы, навсегда был провозглашен французской провинцией. Однако по условиям Франкфуртского мира 1871 года Эльзас и Восточная Лотарингия были вновь присоединены к Германии, составив имперскую землю Эльзас-Лотарингия. И лишь в 1918 году по Версальскому мирному договору Эльзас вновь отошел к Франции. Окончательно провинция перешла в подчинение Парижу в 1945 году после окончания второй мировой войны.

Эти исторические перипетии не могли не сказаться на укладе жизни эльзасцев: хотя теперь они и считаются французами, тем не менее, во всем чувствуется влияние немецкой культуры. С особой силой это проявляется в архитектуре и в гастрономических пристрастиях эльзасцев. Трапеза непременно сопровождается отменным здешним вином. Эльзасский виноград выращивается на самых лучших землях провинции. Но главное – это упорный человеческий труд и благодатное солнце. Под его лучами урожаи поспевают буквально один за другим. И как считают эльзасцы, если в чем-то Эльзас и является чемпионом, так это, безусловно, в производстве превосходного белого вина «рислинг».

Краткие сведения о винах

В Эльзасе производятся семь сортов знаменитых вин - шесть белых и одно красное. Свои названия вина получили по названиям сортов винограда: «гевурцтраминер» (Gewurtztraminer), «мускат» (Muscat), «пино блан» (Pinot Blanc), «пино нуар» (Pinot Noir), «рислинг» (Riesling), «сильванер» (Sylvaner) и «токай пино гри» (Tokay Pinot Gris). Вино разливается в высокие узкие бутылки и хранится в погребах с низкой температурой. «Винный путь» тянется вдоль восточных отрогов Вогезских гор и достигает в длину примерно 100 км.

Кажется, что Эльзас словно сошел со страниц сказки: домики с двухскатными крышами, построенные из камня и дерева, украшены цветами, на печных трубах некоторых из них свили гнезда аисты. И эти провинциальные города и деревеньки Эльзаса безусловно обладают настоящим эльзасским шармом, который можно ощутить только здесь.

В Эльзасе романско-церковное зодчество получило свое особенное развитие. К числу особенностей строгой, тяжелой романской архитектуры Эльзаса принадлежит наделение западного фасада церквей двумя четырехугольными башнями и заключенным между ниш притвором, который имеет треугольный фронтон; к этим особенностям относится, кроме того, часто встречающееся прямолинейное окончание хора и несколько дикая фантастичность орнаментации, с ее фигурами людей и животных. Здесь образцом базилики с колоннами может служить небольшая церковь св. Георгия в Гагенау (1149—1184). Прочие эльзасские церкви в большинстве случаев — базилики крестообразного плана, с одними только столбами. В церкви св. Легерия в Гебвейлере, заложенной в 1082 г., уже выказывается переходный стиль. Старая главная часть этой церкви — связной системы; над ней высятся две западные башни и башня над средокрестием.

Всего в 15 минутах езды от Страсбурга в сторону Вогезов находится городок Марленхейм (Marlenheim, 3000 жит.) и старинные фермы крестьян-виноделов на северном конце эльзасского «винного пути». Проходит он и через город Авольсхейм (Avolsheim), где в раннероманской капелле Сент-Ульрик можно полюбоваться красивыми фресками, а далее - в Мольсхейм (Molsheim). Здесь в XVII веке была построена готическая церковь иезуитов.

В долине Рейна находится Кольмар (Colmar) - торговый город с отреставрированными старинными улочками и мостовыми и древними каменными постройками. По городским каналам снуют лодки, управляемые настоящими гондольерами, поэтому город называют "маленькой Венецией". Со времен расцвета (XIII-XVIII века) здесь сохранился не только исторический центр старого города, но и бесценные произведения искусства. Именно здесь можно увидеть одну из последних и весьма необычных готических коллекций живописи, в которой есть работы Матиса и Грюневальда. Изенхеймский алтарь работы Матиса Нитхардта (1515) — жемчужина коллекции музея Унтерлинден. А доминиканская церковь знаменита благодаря изображению Мадонны в беседке из роз, созданному Мартином Шонгауэром.
Кольмар

Возле городка Селеста (Sélestat) расположены две красивые деревушки с фахверковыми домами - Рибовилле (Ribeauvillé) с живописной рыночной площадью и Риквир (Riquewihr), напоминающий музей, а также мощный крепостной замок О-Кёнигсбург (Haut-Koenigsbourg). Когда-то замок принадлежал династии Штауфенов, а в начале XX века его заново отстроил кайзер Вильгельм II. Строительство замка началось еще в первой половине XII века. В последующие времена он неоднократно разрушался и заново отстраивался - обычная судьба древних защитных сооружений. Сейчас замок полностью восстановлен и представляет собой живописный комплекс, раскинувшийся на самой вершине горного хребта Вогезы. Здесь все хранит память о временах легендарного рыцарства: башни-донжоны, сводчатые залы, мощные стены с узкими глазницами бойниц

Рибовилле (Ribeauvillé)

«Эльзас – это праздник…» - написал когда-то Эмиль Баас. Попадая в Рибовилле, в полной мере понимаешь значение этой фразы. Старинные стены, улочки, дома всегда словно ждут, когда раздастся первая нота мелодии.

У деревни очень длинная история. Впервые она упоминатся в исторических документах примерно в 768 году под названием "Ratbaldovillare", что означает "город самого отважного человека в Совете"

БернштайнДеревня была собственностью герцогства Эльзасского, графства Эгишейм, Великой Германской Империи и епископства Базель. Граф Рибопьер (Ribeaupierre) был последним местным правителем вплоть до начала Французской революции. Правители Рибовилле покровительствовали странствующим музыкантам и актерам, которые заполняли улицы деревни каждый год 8 сентября – в праздник Девы Марии. Эта традиция продолжается и по сей день: со всех окрестностей съезжаются в Рибовилле люди, чтобы посмотреть представления актеров и музыкантов, приветствующих своих старинных покровителей.

Риквир (Riquewihr)

Риквир был предметом восхищения путешественников на протяжении многих столетий. Его расположение и планировка не изменились со времен Средневековья.

Город и впрямь похож на музей под небом: старые дома, построенные в XVI и XVII веках, сады, балконы, старинные родники и фонтаны. Практически все архитектурные стили удивительно сплетены здесь. Много столетий сохраняется внешний вид города, и большинство жителей занимается тем же, чем и их предки, – виноделием. На улицах Риквира можно почувствовать особый аромат местного вина. Возможно, это и есть секрет восхищения, которое Риквир вызывает к себе.

Страсбург (Strasbourg)

Все дороги Эльзаса ведут в столицу - город Страсбург, известный в истории еще римского времени под названием Аргенторатум. Страсбург в переводе означает «город дорог», т.к. он расположен в самом сердце Европы, на пересечении торговых путей.

В XIII веке Страсбург получил статус свободного города, но в 1697 году по окончании войны с Аугсбургской лигой, между Людовиком XIV, королем Франции, с одной стороны, и Священной Римской Империей, Англией, Голландией, Швецией, Испанией и мелкими немецкими княжествами, с другой, был присоединен к Франции. В результате франко-прусской войны 1871 года город вернулся под юрисдикцию Германии, но после первой мировой войны опять отошел к Франции.

Сейчас город является «столицей» Европейского Союза. Ведь именно в Страсбурге размещено две важнейших организации: Совет Европы (с 1940 года) и Европейский парламент (с 1952 года).
Музей Кольмара
Они заседают во Дворце Европы. В Страсбурге проходят голосования по различным законам, касающимся экономики, политики, культуры и прав человека в Европе, тогда как в Брюсселе принимаются окончательные решения.

Многие известные люди подолгу жили и работали в бывшем вольном имперском городе. Иоганн Гутенберг разработал здесь основы книгопечатного дела, впоследствии обнародовав свои открытия в родном городе Майнце. Юный Иоганн Вольфганг фон Гёте в 1771 году защищал здесь свою диссертацию, романтически переживал любовь к пасторской дочке Фридерике Брион из Зессенхейма и частенько поднимался на башню собора, чтобы избавиться от страха высоты. В местном университете учился также известный австрийский дипломат князь К. Меттерних.

На площади Брогли находится дом, где Роже де Лиль написал и впервые исполнил «Марсельезу», ставшую в 1880 году национальным гимном Франции.

Современный Страсбург - признанный европейский интеллектуальный центр. Здесь находится второй по значению после Сорбонны французский университет, снискавший себе славу такими факультетами, как юридический, на котором еще в 1770 году учился Гёте, а также факультетами естествознания.

Гордостью города является готический собор Норт-Дам, сооруженный в XIII-XV веках.

СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР НОТР-ДАМ

Двойное наследие Страсбурга сказалось в особом дуализме его архитектуры, где пересеклись две архитектурные традиции — французская и немецкая. И хотя все городские храмы, безусловно, построены в стиле французской готики, башня Страсбургского собора напоминает соответствующие постройки в Кельне и Ульме. Подобно собору Парижской Богоматери, Страсбургский собор стоит на острове, образовавшемся в результате разделения реки Иль на несколько рукавов. Как и его парижский двойник, собор в Страсбурге виден со всех сторон. Храм выстроен из розовато-красного песчаника. Облицовка этим камнем придает стенам здания необычно гладкую поверхность.

Знаменит собор своим 142-метровым шпилем, одним из самых высоких в Европе.

Стиль собора – в основном готический, но с сохранением ряда романских черт. Сооружение собора началось в 1015 году. Крипта, датированная началом XII в., была построена первой. Она включила в себя часть старой церкви, когда-то стоявшей на этом месте. От первоначального храма уцелели лишь эта крипта и часть хора. Хор, относящийся к XI-XII векам, является романским по стилю; апсида обнаруживает черты переходного стиля, тогда как главный неф, перестроенный в 1250–1275, представляет собой чистый образец французской готики.

Центральный неф следует лучшим традициям готики: стремящиеся ввысь колонны, стрельчатые своды, а также галерея трифория, использованная для введения дополнительного яруса окон, которые вместе с фонарем хора хорошо освещают интерьер.

Строительство нового готического центрального нефа в соборе началось сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле. Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. И хотя на первый взгляд стилистическое противоречие между различными частями собора может показаться вопиющим, в действительности переход между ними был оформлен довольно тонко. Так, в позднейших по времени создания областях трансепта уже использованы те же профили, что и в новом центральном нефе, а это позволяет сделать вывод, что над обеими частями здания работал один и тот же архитектор. Более того, при проектировании центрального нефа были приняты во внимание более ранние элементы собора: неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в 11 веке, из-за чего ширина его необычно велика. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие, превысить размеры которого было невозможно (по крайней мере во внешнем облике здания). В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе – 30 м, а в Страсбурге – 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе – 38 м, а в Страсбурге – 32 м. Однако при всем этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку, ориентированную в своих формах в основном на архитектуру нового здания церкви в Сен-Дени, реконструкция которой началась несколькими годами ранее. Оттуда были заимствованы такие мотивы, как опорный столб с непрерывно поднимающимися до самого свода пилястрами, застекленный трифорий и ажурный декор окон, а также ниши и глухая аркада в стенах боковых нефов. Однако ни один из этих элементов не был скопирован с храма Сен-Дени без изменений. Все они испытали частичное влияние стиля более современных построек – таких, как собор в Шалон-сюр-Марн. Более того, встречаются и совершенно оригинальные детали: например, необычно большое число пилястров, окружающих опорный столб (шестнадцать).

Строительство фасада началось вскоре после завершения центрального нефа в 1275 году. Каждый портал расчленен на три части: на переднем плане располагается декоративный щипец, за ним – ажурная перегородка, и только затем – собственно стена. Даже гигантское окно-роза диаметром 15 м в центре фасада отделено от стены благодаря тому, что в пазухах помещены выступающие вперед кольца ажурной каменной работы.

При взгляде на этот фасад очевидно, что тенденция развития готической архитектуры в Страсбурге претерпела изменения. Если центральный неф собора все еще тяготеет к французским моделям, выполненным в классическом "умеренном" стиле, то фасад явно свидетельствует о сдвиге в сторону новых и весьма необычных форм. По своим масштабам фасад также заметно превосходит более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (контроль за строительством собора взял на себя городской совет). В хрониках того времени это здание уже воспевалось как примета наступающего золотого века. До сих пор остается спорным вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада собора Страсбурга Эрвин из Штейнбаха, впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году. Однако не может быть никаких сомнений в том, что фасад этот – в высшей степени оригинальное творение мастера, наделенного выдающимся художественным талантом.

Из двух задуманных башен завершена лишь северная (1419–1439 гг.). Из всех элементов наружного убранства храма выделяется башня со шпилем. Опоры в виде лестниц поддерживают башню в верхней части, шпиль же имеет форму огромной каменной сосновой шишки. Строительство этой башни было начато Эрвином фон Штейнбахом после 1284 года. Жан Герлах (1341-1371 гг.) возвел башню до уровня платформы. Мишель де Фрейбург продолжил работу, и в 1380-х годах башня уже возвышалась над окном-розой. Ульрих фон Энзинген к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля, а в 1439 году Иоганн Хюльц завершил возведение шпиля

Интерьер славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486 году, и витражами XII–XIV веков. Витражи по праву считаются главным украшением Страсбургского собора. Розово-красный песчаник подчеркивает яркость цветовых сочетаний. Лучшие витражи сохранились в двух фонарях трансепта и в южной капелле Кенигсбургнефа. Процессия жен-мироносиц, возглавляемая Богоматерью, изображена в фонаре северного рукава трансепта, в то время как изображение в фонаре южного рукава трансепта представляет группу римских пап и епископов. Два романских окна южного рукава трансепта украшены эпизодами из жизни Христа: детство, пастырство, муки на кресте, а также сценами сошествия Святого Духа и Страшного Суда.

Прекрасные скульптуры размещены на южном, романском портале. Скульптура Страсбургского собора демонстрирует явное влияние французских образцов. Здесь четко прослеживаются черты скульптуры соборов Северной Франции — Реймса, Шартра и Амьена. В результате многочисленных войн, бушевавших на территории Европы и уничтожавших ее сокровища, а также из-за непрочной, рассыпающейся структуры песчаника многие скульптуры пришли в аварийное состояние и были перенесены в ближайшие музеи. По своим художественным достоинствам страсбургская скульптура не достигает уровня северофранцузских шедевров, однако многообразие и чистота стиля ставят ее в один ряд с лучшими образцами этого жанра.

Наиболее известны такие скульптурные группы интерьера, как Пороки и Добродетели и Девы мудрые и неразумные, в которых сделана попытка сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур и передачи в них внутренней экспрессии.

Также очень интересны статуи на южном фасаде собора: торжествующей «Церкви» и побежденной «Синагоги» (ок. 1235). Они являются одним из самых показательных примеров аллегорических образов, обретших человеческие черты и формы, что свойственно готическому искусству в отличие от предшествующего ему романского стиля.

Размещенные по внешним краям двухарочного портала, они далеко отнесены друг от друга, и взаимосвязь между ними строится по принципу смыслового дальнодействия. С достаточным основанием можно утверждать, что готическая монументальная скульптура вряд ли располагает образами, равными страсбургским статуям в гармоническом изяществе стройных удлиненных фигур, красиво обрисованных прозрачно-струящимися складками одеяний, — эффект, усиленный розоватым тоном местного камня. Особенностью их является эмоциональная наполненность образов, переданная не столько в действии и в прямом выражении чувства (хотя признаки того и другого налицо), сколько в использовании для этого поэтической атмосферы, которой окружено одно из действующих лиц — Синагога. Этот особый ореол выделяет творение страсбургского мастера из ряда выдающихся памятников готической скульптуры того же времени.

В обеих статуях наглядно противопоставлены используемые атрибуты: со стороны Церкви — короны (символа ее власти), креста и чаши крови Христовой, со стороны Синагоги — закрывающей ее глаза повязки — знак её духовной слепоты, сломанного копья — символа поражения ее доктрины и выскальзывающих из руки скрижалей Завета.

Жанна Миндубаева, ИнФранс

Интересные ссылки

Официальный сайт Эльзаса (на французском, немецком и английском языках). Здесь представлена информация и о природе и о жизни провинции. А, например, в рубрике Encyclopédie можно почитать об истории, географии и населении Эльзаса.

Другие сайты об Эльзасе:

www.tourism-alsace.com

www.visit-alsace.com

Официальный сайт г. Страсбург

Официальный сайт г. Мюлуз

Официальный сайт г. Кольмар

Сайт о Страсбургском соборе на трех языках, даже имеет словарь терминов готической архитектуры.

Веб-камеры в Эльзасе:

www.ribeaugoutte.com

Список использованной литературы:
Е.И. Ротенберг «Искусство готической эпохи. Система художественных видов», Издательский дом «Искусство», Москва, 2001
Russian Gothic Page, статья Бруно Кляйна «Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах»
Элизабет Круис, Бо Риффенбург «Атлас чудес света. Соборы Мира», АО «Бертельсман Медиа Москау», Москва, 1998
Карл Вёрман "История Искусства всех времён и народов. Европейское искусство средних веков» том II, АСТ, Москва, 2001
Nelly Mauchamp «La France de toujours. Сivilisation», CLE INTERNATIONAL, Paris, 1987

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

© 1999-2005 Нелла Цветова
©2005-2006 infrance.su
Все права защищены