#1
25.01.2006, 04:59
Последний раз редактировалось Boris; 26.01.2006 в 04:07..
|
||
Арт-директор
|
Le Monde о "новых французах"
«НОВЫЕ ФРАНЦУЗЫ» ПРИ БЛИЖАЙШЕМ РАССМОТРЕНИИ
Эта книга не вызывает желания писать критическую статью. Скорее, хочется кратко пересказать содержание, чтобы затем обсудить его. Собственно говоря, для этого она и написана. Но научный характер повествования и скромная подача темы не соответствуют действительному значению этой книги для французской публики, которой надоели приблизительные рассуждения в СМИ о «новых французах» (на первом этапе кавычки еще ставятся, на втором убираются, а на третьем слово «новые» вообще выпадает). Книга «Такой же француз, как и все?» («Français comme les autres?» , éd. «Les Presses de Sciences Po») представляет собой социальное исследование о французах, выходцах из Магреба, Африки и Турции. Ее авторы - Сильвиан Бруар и Венсен Тиберж из Центра политических исследований Высшей школы политических наук (Sciences Po). Данный труд базируется на методичном сопоставлении результатов двух опросов, проведенных в апреле прошлого года среди двух категорий французского населения в возрасте 18 лет и старше: одни являются типичными представителями выходцев из Африки и Турции, другие представляют французское население в целом (выборка на основе 1000 человек в каждом случае). Прежде чем прийти к выводу, что французы иностранного происхождения не являются «ни точно такими же, ни совершенно другими» французскими гражданами по сравнению с остальным населением, авторы, конечно, приводят подробную аргументацию. И, как подчеркивает автор предисловия Паскаль Перрино, они в конечном счете представляют на суд читателей то молчаливое большинство «новых французов» (отныне это устойчивое выражение), которое обычно трудно разглядеть за шумным меньшинством. Cначала - несколько слов о методологии. За отправную точку авторы принимают исследования, установившие, что в 1999 г. численность французского населения иностранного происхождения оценивалась в 13,5 миллионов человек, то есть составляла 23% от населения французской метрополии. Среди них выходцы из Магреба составляли всего около 3 миллионов человек. Это цифры могут быть, конечно, оспорены, - почему бы и нет, - но при условии, что будут приведены другие надежные источники и будет уточнено, что именно имеется в виду под термином «население иностранного происхождения», поскольку в этой теме, больше чем в какой-либо другой, приходится идти по минному полю. «Население, состоящее из иммигрантов и лиц, родившихся во Франции, у которых хотя бы один из родителей или дедов были иммигрантами», - отвечают авторы, цитируя определение демографа Мишэля Тибаля. Согласно их определению, слово «мусульманин» является характеристикой религиозной, а не социологической, культурной или идентификационной: мусульманами следует признать лишь тех людей, которые практикуют мусульманский культ. Оба исследователя не ограничились опросом натурализованных иммигрантов, но опросили также (что весьма редко в подобных исследованиях) детей и внуков иммигрантов из стран Магреба, Африки и Турции. КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ Религиозные настроения Чем успешнее «новые французы» вписываются во французское общество, тем меньше они практикуют мусульманство, тем более, что 3/4 иммигрантов во втором поколении происходят из смешанных браков. В целом они в такой же мере открыты для смешанных браков, как и остальные французы, но девушки относятся к таким бракам более негативно. Французские мусульмане (их около 1,1 миллиона человек) религиозны не больше, чем остальные французы. Больше всего мусульман среди молодежи, в других возрастных категорих эта цифра идет на спад, и феномен исламизации Франции наблюдается как раз среди людей в возрасте 18-24 лет. Этот феномен никак не связан с уровнем образования. Ислам является религией мусульман, но треть из них не практикует своей религии. Тезис о том, что мусульмане-иммигранты представляют собой какую-то однородную часть общества, абсолютно ложен. Гражданское сознание 23% «новых французов» не записались в избирательные списки ( 7% среди остальных французских граждан), но можно предположить, что эта тенденция изменилась после недавнего кризиса в пригородах и возникшей идеи голосования-протеста против Саркози-«брандспойта». Политические взгляды «Новые французы» придерживаются левых взглядов, подобно чернокожим американцам, поддерживающим демократическую партию. 76% из них поддерживает одну из партий левого крыла. Парадокс: поскольку у левых нет сегодня сильного лидера, Жак Ширак пользуется среди них особой симпатией. Интегрированность в общество Можно говорить об успешной интеграции, когда налицо признание институтов исоциальной модели Франции. «Новые французы» придают большее значение успеху, чем избиратели правых взглядов. Их культ успеха имеет большое значение и сохраняется долго, невзирая на занимаемое в обществе положение. Они объединяют понятия свободы и равенства, тогда как остальные французские избиратели имеют тенденцию их противопоставлять. Они отличаются от других своей энергичностью, предпочитая ее выжидательной политике. Нравственные установки "Новые французы" менее терпимы, чем другие французы, в трех пунктах: - отношение к гомосексуализму, - раздельное посещение бассейнов, - сексуальные связи до вступления в брак у девушек. Среди «новых французов» в два раза больше гомофобов, они в два раза консервативнее и нетерпимее, чем остальные французы. Расистские настроения Каждый третий «новый француз» новых французов отвергает иммиграцию. Среди них гораздо более сильно выражен антисемитизм, чем среди других французов, особенно в возрасте 18-24 лет. . Антисемитские настроения устойчиво существуют независимо от возраста, дипломов или политических взглядов. Уровень антисемитизма связан с религиозными факторами и с отношением к иммиграции. Они в меньшей степени антисионисты, чем принято считать. Нетерпимое меньшинство открыто выражает антисемитизм (33% среди них) и является практикующими мусульманами. «Позитивная дискриминация» Отношение «новых французов» к данному вопросу пока не сформировалось. Похоже, они предпочитают общую политику, которая меньше уводит в сторону от республиканского равенства , мерам, направленным только на решения их проблем. «Коммунитаризм» Географическая сконцентрированность (гетто, спальные районы...) - одно из условий возникновения феномена. Выходцы из Марокко или черной Африки чуствуют большую близость к своей родной стране, чем остальные. В большинстве своем они не следуют логике «коммунитаризма». В заключение, стараясь избежать создания архетипа, подобного клише «француз-берет-багет», Сильвиан Бруар и Венсен Тиберж формулируют очень важный вопрос: «Готовы ли французы рассматривать их как «таких же французов, как и все» и отвести им место в обществе и экономике, в котором им до сих пор было отказано?» Не исключено, впрочем, что вопрос менталитета, хотя бы на первых порах, будет сведен к голым цифрам и статистическим выкладкам. Le Monde, 23 января 2006 г. Сокращенный перевод с французского: Вера Яковлева |
|
|
Закладки |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1) | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Проживание, трудоустройство, соц.поддержка для граждан "новых" стран ЕС | agunko | Иммиграция-адаптация-интеграция-ностальгия | 6 | 31.05.2010 10:41 |
Во Франции планируется установка новых радаров "участкового" типа | ALX | Автомобилистам и автолюбителям | 10 | 23.02.2010 00:37 |
Разрешение на работу и натурализация для граждан "новых стран" ЕС | Nataskus | Административные и юридические вопросы | 58 | 04.02.2010 22:38 |
Отели "Fortuna", "Avenir", "Le faubourg","Marena" | carry | Мнения и вопросы о гостиницах во Франции (и не только) | 4 | 05.05.2007 22:11 |
Monde: "Оранжевая паранойя" Кремля | Boris | Новости из Франции | 0 | 07.02.2006 04:05 |